Экзамен по химии в Тимирязевской академии

Печать

Уже много лет я общаюсь со школьниками и как преподаватель на индивидуальных или групповых занятиях, и как экзаменатор на олимпиадах и вступительных экзаменах. Ежегодно я наблюдаю одни и те же ошибки в ответах школьников, отвечаю на похожие вопросы. Думаю, что с обобщением моего опыта будет интересно и полезно познакомиться как абитуриентам, так и их родителям. Я не претендую на глобальные обобщения, а лишь высказываю свое личное мнение.

Итак, старшеклассник будет поступать в Тимирязевскую академию (ТСХА). Я бы не рекомендовал пытаться поступать, опираясь только на школьные знания, даже если ученик имеет отличные оценки. Как правило, программа подготовки в школе меньше по химической эрудиции, чем требуют в вузе на вступительных экзаменах, некоторые типы задач в школе не решают (например, задачи на смеси веществ, которых на экзаменах примерно 20 %). И вообще, школьный отличник на экзаменах получит "3" или "4", не выше. Какие пути подготовки существуют? Во-первых, самостоятельная подготовка по пособиям для поступающих в вузы. Подходит пособие под редакцией Хомченко Г.П.: в нем нет ничего лишнего, не хватает материала по кислородным соединениям хлора, но задачи явно недостаточной сложности. Купить его можно везде, стоит 50-60р. Большое количество задач различной сложности, вплоть до экзаменационной, можно найти в пособии Скопинцева В.Д., Клинского Г.Д., Дмитревского Л.Л., теоретический материал имеется в небольшом избытке. Эту книгу можно купить только в ТСХА в приемной комиссии, стоит она 60р., 2 тома. Достоинства такого пути - минимальная стоимость, недостатки - низкая эффективность, т.к. школьник не представляет реальных требований на экзамене и, как правило, плохо умеет работать с книгой.

Второй способ - подготовительные курсы. Занятия поводятся в группах по 20 и более человек, обычно ведут их преподаватели ТСХА и других вузов.В идеале, такие занятия могут подготовить к сдаче экзамена, то есть, на них дается информация и учат решать задач, но воспользоваться этим смогут либо почти "готовые" ученики, либо быстро схватывающие. Достоинства курсов - подготовка по всем предметам и стоимость меньшая, чем стоимость занятий с репетитором. Недостатки вытекают из самого группового типа занятий: во-первых, преподаватель ориентируется на некий абстрактный средний уровень начальной подготовки учащихся, и человеку, слабо подготовленному, повторно объяснять никто не будет. Во-вторых, поскольку на платные курсы школьники принимаются без отбора  а кто его будет вести?), то на занятия попадают в том числе и люди, не желающие учиться, а желающие слушать плеер, играть в карты или беседовать. Об этом мне рассказывали как преподаватели, так и сами слушатели курсов. Выгнать вон таких учеников не всегда возможно: они же заплатили деньги… У меня было несколько учеников - слушателей курсов, отнюдь не бестолковых, которым групповые занятия не дали достаточно знаний.

Занятия с репетитором - самый эффективный вид обучения, но и самый дорогой. Только на индивидуальных занятиях (или в малой, однородной по исходному уровню знаний, группе) можно гибко подойти к обучению каждого человека, кроме того, это другой тип общения: более доверительный, неформальный, в какой-то мере даже дружеский. Я считаю последнее обстоятельство очень важным для обучения. На таких уроках преподаватель объясняет именно этому ученику и может убедиться, что знания поняты правильно. Если возникают непреодолимые обстоятельства, то занятие не теряется, а обычно переносится на другой день. Итак, главное достоинство индивидуальных занятий - ориентация на конкретного ученика, который так же, как и преподаватель, заинтересован в конечном результате.

При проведении занятий я считаю необходимым следующее распределение ролей: преподаватель дает возможность учиться, подбирает задачи, разъясняет до полной ясности и т.п. Но преподаватель - не жандарм, заставлять учиться, ориентировать на занятия вместо телевизора и компьютера - это прерогатива родителей, ибо только они знают все обстоятельства жизни ученика и имеют право его ругать. Родители должны убедить ученика, что он отказывается от развлечений ради получения отличной оценки, и это приведет к достижению цели. Обязанность ученика - учиться, добросовестно делать домашние задания, используя не только содержание занятия, но и рекомендованную литературу, выполнять все, что требует преподаватель, ибо все это необходимо для достижения результата. Только совместные усилия могут дать результат.

На какую оценку необходимо ориентироваться при подготовке? Если абитуриент получает 14 баллов, то он гарантированно поступал на дневное бесплатное обучение. За изложение грамотный человек скорее всего получит "4" ("5" очень мало), и надо получить "5" по химии и биологии. Ходят слухи, что со следующего года экзамены сделают письменными, но точно пока ничего не известно.На устном экзамене основной упор в оценке ответа абитуриента делается на решение задач, и на письменном экзамене сложные задания, решение которых и дает отличную оценку, будут в виде задач. Так что "5" по химии - это отличные знания, и в первую очередь, это умение решать задачи.

При подготовке к экзамену успех определяет отношение ученика к учебе. Приведу примеры из жизни. Ученик начал заниматься перед самым Новым годом, имел весьма посредственные знания по химии, физике и математике. Занятия велись по 2 часа 2 раза в неделю, т.е. в объеме, близком к предельному. Казалось бы, в такой ситуации надо приложить все усилия, но ученик ни разу не сделал домашнее задание в полном объеме, создавалось впечатление, что он занимается показухой: что-то поделал, а остальное не получилось. Когда я легко находил в его же записях предыдущего урока разобранную задачу, подобную нерешенной домашней, он сидел, потупив взор. Однако на следующем занятии возникала такая же картина. Он не желал использовать учебник чтобы найти ответы на возникающие вопросы, никаких усилий. На первой олимпиаде -"3", на второй -"3", по остальным предметам такое же усердие и такой же результат. В итоге потрачено много средств, а поступление на платное обучение. Другой ученик также начал заниматься в середине года, занятия по 2 часа 1 раз в неделю. На занятие он приносил лист формата А4, весь исписанный вопросами ко мне. Дотошно разбирался во всех неясных задачах. В результате, "5" по всем предметам …

Меня часто спрашивают, как часто и с какой продолжительностью надо заниматься. За 2 часа занятия можно проверить домашнее задание, ответить на вопросы и разобрать новую тему, на все это времени хватит. Если короче, то не хватает времени, если длиннее, то может снизиться эффективность из-за утомляемости ученика. Начало занятий лучше всего не откладывать на потом, чем раньше это произойдет, тем больше времени останется на решение экзаменационных задач. В идеале, надо повторить общую, неорганическую и органическую химии к февралю, затем до первого тура олимпиады, т.е. до начала мая, решать экзаменационные задачи. Если на первом туре неудача, есть время до конца июня до второго тура.

В заключение хочу продемонстрировать часто встречающиеся ошибки в решениях задач. Конечно, главная причина - это незнание химии. Но иногда абитуриенты неверно понимают условие задачи.

В задаче к ацетилену прибавляют избыток брома, абитуриент пишет в продуктах реакции СНBr = СHBr, не учитывая, что это вещество также может присоединить еще 1 молекулу брома, и конечный продукт будет CHBr2 = CHBr2.

В задаче известна масса смеси этана и этилена, которая реагирует с определенным количеством брома. Надо определить состав смеси. Абитуриент составляет уравнения:

C2H6 + Br2 = C2H5Br + HBr

C2H4 + Br2 = CH2BrCH2Br

А затем ломает голову, не зная как быть. При этом он помнит, что алканы реагируют с галогенами при освещении или ином влиянии, активирующем свободнорадикальный механизм реакции, но не обратил внимания, что об облучении в задаче нет ни слова. А если нет условия, необходимого для протекания данной реакции, значит и сама эта реакция не будет идти.

В задаче к 4,9 г фосфорной кислоты прибавляют 2,8 г гидроксида калия.Надо определить состав полученного раствора. Абитуриент начинает решение с написания уравнения:

H3PO4 + 3KOH = K3PO4 + 3H2O

И затем пытается решить ее как задачу на избыток и недостаток. Здесь упущена из виду возможность существования кислых солей в продуктах реакции этих исходных соединений. Надо сначала рассчитать количества веществ, вспомнить все возможные продукты реакции, а потом уже писать уравнение того процесса, который обоснованно выбран из всех возможных. Не надо путать причины и следствие: причина процесса в химических свойствах веществ и их количествах, а следствие - протекание реакции, описываемое химическим уравнением.

В задаче 35 л смеси азота и водорода пропускают над катализатором при нагревании. Ясно, что при этом происходит образование аммиака. Абитуриент считает, что смесь содержит азот и водород в отношении 1 к 3 как в реакции синтеза аммиака. В условии задачи нет ни слова об этом, может быть в этой смеси 34 л азота и 1 л водорода.

В 175 мл воды растворили 25 г медного купороса. Надо расчитать массовую долю сульфата меди в полученном растворе. Абитуриент недолго думая делит 25 на массу раствора, равную 175+25=200, при этом забывая, что медный купорос и сульфат меди - это не одно и тоже.

К 100 г 10% раствора гидроксида кальция прибавили 10 г оксида кальция, надо определить состав раствора. Задачу решают не принимая во внимание, что оксид кальция реагирует с водой, которая содержится в растворе как растворитель, и при этом получается тоже гидроксид кальция.

В задаче смесь карбоната кальция и карбоната магния известной массы разлагается при прокаливании, при этом образуется определенный объем газа. Надо определить состав смеси. Абитуриент пишет уравнение реакции:

MgCO3 + CaCO3 = MgO + CaO + 2CO2

При этом в задаче ничего не сказано о составе смеси. Из этого уравнения следует, что смесь содержит равные количества исходных веществ, но в задаче об этом ничего не сказано.Надо составить отдельные уравнения для каждого из веществ, т.к. эти реакции протекают независимо друг от друга.

Напоследок хочется пожелать всем желающим подготовиться к поступлению в вузы вовремя принять правильное решение. Надеюсь, что эта статья окажется полезной.

Автор статьи С.И.Левченко

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla