Отстающий ученик? Это поправимо! Способности к обучению связаны с объемом рабочей памяти

Печать

У четвероклассника Эдика дефицит внимания. Учителя про него говорят: «В одно ухо влетает, в другое вылетает». Он смышленый ребёнок, но его неспособность концентрироваться делает его отстающим, а его непоседливость часто вызывает проблемы.

Лиза, одноклассница Эдика, тоже среди «троечников». Она может сидеть спокойно дольше, чем Эдик, но ей сложно следовать инструкциям учителя. Она уверенно чувствует себя вне школы, а в классе тихая и стеснительная.

Кажется, сложности у Эдика и Лизы разные, но на самом деле у них одна и та же проблема: дефицит рабочей памяти - функции мозга, которая критична для успешного обучения. Рабочая память связана с нашей способностью сохранять информацию в течение короткого периода времени и одновременно ее обрабатывать – комбинировать, делать выводы или находить связи с тем, что мы уже знаем. Поэтому, когда учитель Эдика объясняет ему задачу, тот не то чтобы не хочет слушать, а просто не может удержать в голове всю последовательность действий и, соответственно, следовать инструкциям учителя.

Недостаток или нестабильность рабочей памяти наблюдается примерно у 10% детей. Примерно половина из них – это дети с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Другая половина испытывает трудности с памятью и допускает одни и те же повторяющиеся ошибки, хотя у них нет никаких проблем с гиперактивностью или повышенной отвлекаемостью.

Долгое время учёные считали, что объём рабочей памяти фиксирован, лишь несколько лет назад было доказано, что специальными упражнениями её можно существенного развить. Школьники, участвовавшие в эксперименте, по объёму рабочей памяти достигли средних показателей сверстников, а некоторые даже превзошли их. Это позволило им существенно улучшить свою успеваемость по всем предметам и избавиться от неуверенности и страха перед школой.

Мы знаем, что за рубежом очень любят оценивать потенциал студентов по так называемому коэффициенту интеллекта (IQ). Последние же исследования показывают, что рабочая память может стать более точным показателем успехов в учёбе и профессиональной деятельности.

Когда и как развивать рабочую память

В смысле развития мозг подобен мышцам: чем больше упражняешься, тем сильнее становишься. Как мы уже говорили, рабочая память отвечает за объём информации, которую мозг способен обработать в короткий период времени. Таким образом, для её развития необходимо заставлять мозг работать на пределе своих возможностей, предъявляя ему для обработки всё больше и больше информации. Решение головоломок, игра в шахматы и даже перевод иностранного текста – все это подходящие занятия для увеличения объема рабочей памяти.

Разработаны специальные программы-тренажеры для тех, кто испытывает проблемы из-за дефицита рабочей памяти или просто хочет ещё больше развить свои способности, например, для повышения способности концентрироваться, что чрезвычайно важно при сдаче экзаменов.

Конечно, лучше не дожидаться проявления проблем, чтобы начинать развивать рабочую память. На нашем сайте вы можете найти описание занятий и игр для развития мышления.

Совершенствовать рабочую память можно и нужно в любом возрасте. Считается, что объём рабочей памяти достигает своего максимума к 25 годам, и у каждого этот максимум затем постепенно уменьшается. В то же время специальные регулярные упражнения позволяет поддерживать рабочую память на высоком уровне даже в преклонном возрасте. Собственно, отличное доказательство этому – блестящие умственные способности пожилых учёных, т.к. они регулярно упражняют свой мозг благодаря роду своей деятельности.

 

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla