Система Монтессори

Печать

Итальянскому педагогу Марии Монтессори удалось создать наиболее полную систему для раннего развития и образования детей. Она включает в себя понимание внутреннего мира ребёнка на разных этапах становления его личности и большую коллекцию тщательно отобранных пособий, способствующих развитию способностей. Важной составляющей обучающих пособий является не просто наглядность, а возможность потрогать и буквально ощутить различные понятия, которые при традиционном подходе часто воспринимаются как абстракция, которую нужно каким-то образом запомнить.

Заходя в группу Монтессори, попадаешь в дом, построенный специально для детей. Здесь всё приспособлено для удобства маленьких обитателей: мебель, невысокие полки и много свободного пространства. Каждый найдёт здесь занятие по душе. Самым маленьким понравится возиться с мелкими предметами, изучать форму и цвет; старших ребят наверняка привлечет уголок, где можно больше узнать о себе самом (здесь помогут пособия по анатомии и биологии человека) и об окружающем мире (география, ботаника и зоология не останутся без внимания).

Необычная учеба
(на примере пособий Монтессори по математике)

Математические пособия Монтессори - это целое царство математики, где каждую цифру и каждое число можно не просто увидеть, но и почувствовать её величину (зажми в кулачок разное количество толстых палочек). Ребёнок может ещё не знать умножения и деления, но уже научится различать чётные и нечётные числа, распределяя кружочки по группам специальным образом.

Вы наверняка не помните, что такое «состав числа», если только Вашему ребёнку не дали в детском саду такое задание, строго сказав: «Выучи наизусть!» И это естественно! Потому что сложение и вычитание мы, взрослые, уже приняли почти всеми своими чувствами. То же самое может сделать и дошкольник, играя в группе Монтессори палочками разной длины.

Сейчас едва ли у кого вызовет удивление карапуз, умеющий считать до сотни и тысячи. А если он к тому же может складывать и вычитать трёх- и даже четырёхзначные числа!? С пособиями Монтессори это и правда не сложно: помогут бусинки (единицы), палочки из бусинок (десятки), квадратики из них же (сотни) и кубики (тысячи)! Потренировавшись, можно научиться производить математические действия и в уме. Секрет прост. Цифры хранятся в левом полушарии мозга, а образы (бусинки) – в правом: всё это кратковременная память. Объём памяти у детей ещё невелик, поэтому считать, оперируя только цифрами, им тяжело; дополнительное же использование образов фактически вдвое увеличивает объём, используемый для хранения информации.

Роль педагога в системе Монтессори

Из приведённых выше примеров видно, что система Монтессори не просто даёт знания и понимание разных явлений, но и действительно способствует развитию ребёнка и его мозговой деятельности. Единственное условие: ребёнку САМОМУ должно быть интересно всем этим заниматься.

Роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку в той деятельности, которую он выбрал, если у него возникают трудности. Подразумевается, что естественное любопытство ребёнка является достаточным стимулом для успешного развития и обучения.

Благодаря такому подходу, ребятишки, занимающиеся по системе Монтессори, рано приучаются к самостоятельности, у них повышается самооценка (хотя бы потому, что никто не заставляет заниматься скучными делами и поэтому нет повода ругать детей за нарушение дисциплины или неправильно выполненное задание).

Вместе с тем встречаются робкие дети, которым проще не возиться с непонятными предметами, чем спросить, что с ними делать, если педагог занят в это время с другими детьми и сам не заметил возникшую проблему. Конечно, время от времени и таким ребятишкам будет уделяться внимание; они также чему-то научатся, наблюдая за играми других детей, но есть вероятность, что традиционная форма обучения («сегодня мы учимся считать, а завтра все вместе будем лепить фрукты») для таких стеснительных детишек будет более эффективна.

Недостатки системы Монтессори

Как мы уже отметили, система Монтессори ориентируется на познавательный интерес ребёнка и его самостоятельную работу с многочисленными развивающими пособиями. При этом почти полностью игнорируется творчество (рисование пальчиками на песке для развития мелкой моторики и построение пирамиды из кубиков разных размеров с трудом можно отнести к творчеству), физическое воспитание, а также общение в различных ситуациях (здесь не приняты ролевые игры, постановка спектаклей и даже чтение детям вслух).

Таким образом, для всестороннего развития ребёнка лучше посещать и другие занятия, а не только группу Монтессори.

 

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla