Легко ли сдать обществознание в 2015 году?

Печать

ЕГЭ по обществознанию — это традиционно самый популярный предмет ЕГЭ по выбору. Больше половины школьников выбирают именно его. Такая популярность вызвана тремя причинами:

  1. Результаты этого экзамена могут открыть двери самых престижных ВУЗов страны и самых желанных факультетов.
  2. Ожиданием того, что именно по обществознанию будет легко получить высокий балл.
  3. В качестве «запасного варианта», так как хорошо сданный ЕГЭ по обществознанию существенно расширяет возможности абитуриента на поступление в ВУЗ. Легче назвать факультеты, для поступления на которые не надо сдавать обществознание, чем те, где без него не обойтись.

К сожалению, статистика не подтверждает радужные ожидания школьников и их родителей: на самом деле больше 70 баллов набирают лишь около 10% всех сдающих обществознание. И только у этих 10% есть объективные шансы поступить в хороший ВУЗ (а не в «образовательную забегаловку», наскоро пекущую ничего не гарантирующие дипломы).

Важно также помнить об основных тенденциях последнего времени:

  1. Правительство и, как следствие, образовательные власти демонстрируют заинтересованность в повышении популярности технических специальностей. Это очень важно, но открытым остается вопрос: а где в России можно успешно устроиться с таким дипломом? Если ВУЗ ведомственный, надежда есть. А если нет? И здесь интересы правительства и общественности (родителей, учеников) существенно расходятся. Правительство озабочено долгосрочными горизонтами развития экономики, а родители и абитуриенты тем, где работать через всего-то четыре (пять) лет. К тому же система бакалавриата может привести к тому (как это бывало во многих развитых странах), что бакалавр (по старому обладатель неполного высшего образования) сможет претендовать далеко не на роль начальника на производстве, а лишь на роль квалифицированного рабочего. В этом случае, система среднего образования (техникумы, ПТУ, профессиональные колледжи) без особых мучений предоставит те же возможности. Не удивительно, что большинство абитуриентов избегают технические вузы и предпочитают гуманитарные.
  2. Общее (оправданное) стремление к успеху, повышению уровня и качества жизни, охватившее широкие слои российского общества в период перехода к рынку и развития рыночных отношений привело к небывалому росту популярности экономических, юридических специальностей, а в последние годы и специальности гос. управления. Но интересы общества и объективные запросы российской экономики расходятся. Родители и ученики мечтают о карьерных вершинах и сверхвысоких зарплатах, а экономика и, как следствие, правительство, заинтересованы в простых работягах, по возможности, скромно оплачиваемых, но регулярно платящих налоги и поборы ЖКХ. Так что мечты несут абитуриентов и их родителей ввысь, а суровая реальность опускает их на грешную землю.

Похоже, что коридор небывалых возможностей и волшебных социальных превращений становится совсем узким. Все возвращается «на круги своя», шансы получить хорошее образование (и, как следствие, успешную карьеру и высокую оплату труда) остаются лишь у богатых, выходцев из семей с высоким образовательным цензом и очень одаренных. Для так называемых «простых» семей, в том числе представителей среднего медицинского, управленческого персонала, представителей рабочих специальностей и семей с невысокими доходами последний путь является почти единственно возможным. За исключением одного, но очень большого «НО»: развивать особые способности и задатки у школьника, достигать высоких результатов на предметных олимпиадах в 11 классе уже поздно!

О развитии ребенка надо начинать думать еще в дошкольный период (благо возможностей - и достаточно недорогих, а то и вовсе бесплатных - в крупных городах много), определяться с направлением будущей подготовки как можно раньше! Да и образовательные власти, вводя портфолио, предлагая учитывать средний балл аттестата, нацеливают родителей именно на такой обдуманный, ответственный подход к воспитанию и образованию детей. К сожалению, русский «авось» год за годом побеждает у родителей и детей. Детям конечно простительно, у них нет жизненного опыта. Об этом опытный репетитор может написать роман объемом с «Войну и мир». Краткое содержание романа: как же мы не подумали, почему так долго тянули с подготовкой, почему не интересовались жизненно важной информацией, не спрашивали совета? Что же теперь делать, подскажите?!! И т.д. и т. д. Из года в год.

Справедливости ради стоит отметить, что годы «образовательной дармовщины» (бесконтрольное размножение вузов и филиалов, дающих диплом, но не образование, возможность списывать на ЕГЭ и просто купить заветный результат) порядком развратили наше общество. Троечник, скачавший ответы на ЕГЭ из интернета мог торжествовать победу над унылым «ботаником», годами корпевшим над учебниками и с победоносной улыбкой занять его место на студенческой скамье. Плохая новость для любителей пройти без очереди: в 2014 году после грандиозного скандала было проведено вынужденное ужесточение процедуры сдачи ЕГЭ. Впереди перспектива объективной оценки школьных достижений. И вывод: думать, планировать, готовиться следует заранее. И тогда страхи отступят, самые смелые мечты станут реальностью!

Итак, выбирая ЕГЭ по обществознанию, каждый должен знать в обязательном порядке

1) об изменениях в ЕГЭ по обществознанию с 2015 года:

  • Минимальный тестовый балл по обществознанию увеличен с 39 до 42 (соответствует тренду на сокращение количества претендующих на престижные специальности)
  • Время выполнения работы увеличилось с 210 до 235 минут.
  • Была оптимизирована структура КИМов, в результате чего общее количество вопросов сократилось, но возросла их средняя сложность.
  • Рассматривается возможность введения устной части в экзамен (видимо не в 2015 году, но кто в нашей стране может что-то сказать наверняка, ведь бывало всякое!)
  • Ужесточен и видимо будет ужесточаться режим проведения экзамена: сдавать ЕГЭ по обществознанию придется под присмотром видеокамер, «звонок другу» исключается. Часть «С» проверяется экспертами, не связанными с местными органами образования. Итог: катастрофическое снижение результатов по обществознанию. Только вдумайтесь, количество «стобалльников» в 2014 году снизилось с 500 в прошлом году до 64! Средний балл также существенно снизился и очень далек от необходимых даже для средненького ВУЗа 70 баллов.

2) об особенностях экзамена по обществознанию:

  • ЕГЭ по обществознанию относится к предметам по выбору, проще говоря, за плохую сдачу этого экзамена школе «не нагорит». То есть изначально подготовка всего цикла тем по обществознанию (а в экзамен войдут вопросы по всем темам) – это ваше личное дело, надейтесь только на себя и, если у вас есть хотя бы минимальные возможности, помогите вашему ребенку подготовиться к этому сложнейшему экзамену.
  • Около половины баллов в ЕГЭ по обществознанию приходится на часть «С»!
  • И самое главное. Обществознание – это интегральный экзамен, тестирующий знания не по одному, а по нескольким предметам школьной программы. Это обязательно надо учитывать при подготовке к экзамену. Поэтому таким ответственным делом становится выбор именно опытного репетитора и обязательно профессионального обществоведа, способного ликвидировать в ограниченные сроки недостатки школьного обучения.

Ошибки, которые часто допускают родители и абитуриенты

Вот что пишет одна из пользователей сети ВКонтакте (справедливость нижеприведенных слов могу подтвердить как специалист с многолетним опытом):

«1. Не в курсе, что в большинстве школ предмет вычитывается не в полном объеме! О том, что на самом деле мы должны были знать, узнали только на экзамене!!! То есть, когда уже сделать ничего нельзя и осталось только пить валерьянку! У других был более легкий вариант шока - узнали, что оценка светит между" двойкой" и" тройкой" на пробном экзамене. Можно было срочно броситься к хорошему репетитору и что-то наверстать. Но хорошие к этому времени, как правило, заняты, если только упросить со слезами! И второе "но". Обществознание - экзамен по выбору, так что по наблюдениям многие школы уклоняются от проведения пробников, а абитуриенты и родители часто не в курсе, что можно (и нужно!) сдать пробник на других площадках. И мы были не в курсе! Школе-то что? Наставили «пятерок» для отчетности, школьники и родители верят, что это и есть уровень знаний. А на экзамене ужас- ужас! Вот и прощай ВУЗ моей мечты!
2. Не знают (не интересуются), что ЕГЭ по обществознанию - это не один, а несколько предметов (экономика, право, философия и т.д… ) Не понимают, что не достаточно поверхностных знаний. В нашем городе (Ярославль) дошло до того, что в этом году даже выпускники спецшкол получали за часть "С" от нуля до единицы баллов, то есть сразу вылетали из конкурса. Многие к части «С» даже не приступают. При этом изначально претендовали на место в престижном ВУЗе. А заканчивали "ЛИШЬ БЫ В КАКОМ-НИБУДЬ". И, наконец
3. Почему все думают, что наделены способностями и к экономике и к философии и к политике и могут ничего не учить?! Просто страна гениев!»

Тон конечно резковат, но все верно: основная ошибка, как ни грустно это признать, кроется именно в излишнем доверии к школьной подготовке к экзамену. Поэтому тем, кто планирует сдавать обществознание, хотелось бы порекомендовать в первую очередь поинтересоваться баллами, полученными на этом экзамене выпускниками вашей школы в предыдущие годы. Не забудьте при этом сделать поправку на то, что некоторые из учеников наверняка занимались с репетитором, а не только в школе.

Надеюсь, что знакомство с этой статьей поможет вам и вашим детям избежать ошибок или хотя бы минимизировать их последствия. Что делать, в образовании, как и в медицине, самолечение редко приводит к положительному результату. Чем раньше вы обратитесь к специалисту своего дела, тем лучше будет ваш результат. Желаю успеха на ЕГЭ по обществознанию! Поверьте, при правильной подготовке он вполне достижим.  

Автор статьи: Кузнецова Е.С, преподаватель, репетитор по обществознанию и смежным дисциплинам

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla