История возникновения системы Занкова и ее основные принципы

Печать

Традиционная система обучения сложилась несколько сотен лет назад. Ее основной целью является приобретение учащимися определенного ряда знаний, умений и навыков. Такая система образования полностью оправдывала себя в индустриальный век , когда человек в юности осваивал профессию и в течение всей жизни выполнял практически одни и те же операции. Век информационный поставил перед педагогами новую задачу: не только привить учащимся определенный набор знаний, умений и навыков, но и научить их саморазвиваться, чтобы не отставать от стремительного прогресса.

В связи с этим в середине ХХ века в лаборатории под руководством педагога Леонида Владимировича Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения. Основой для новой системы стали работы замечательных русских педагогов Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Д.Н.Богоявленского, Г.С.Костюка, А.Н.Леонтьева, Н.А.Мечинской и др. В результате многолетних практических исследований на базе десятков школ разных регионов России сделан вывод, что концентрация внимания учителя на общем развитии каждого ребенка не только закладывает надежную основу для достижения в будущем успеха в любых сферах деятельности, но и приводит к наилучшим результатам в освоении школьной программы. Это отражено в четырех дидактических принципах, на которых построена развивающая система Л.В.Занкова: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учеников (и сильных, и слабых). Остановимся чуть подробнее на каждом из них.

Принцип обучения на высоком уровне трудности не следует понимать как намеренное усложнение программы. Речь идет о доступном преподнесении материала таким образом, чтобы предоставлять детям возможность самим обнаружить закономерность, сделать вывод и т.п. Таким образом не только развивается мышление, но и приобретаемые знания становятся более прочными.

Принцип ведущей роли теоретических знаний направлен не просто на сообщение общего положения после рассмотрения некоторого количества конкретных фактов, а на раскрытие внутренних взаимосвязей между различными явлениями. Этот принцип отражен в учебниках по всем предметам, что позволяет формировать у учащихся целостную картину мира.

Принцип осознания школьниками процесса учения отличается от традиционного подхода тем, что целью обучения является не только усвоение знаний и навыков, но и поиск причин возникновения различных явлений, взаимосвязей между ними, т.е. развитие способности к анализу, а также к самоанализу. Процесс обучения происходит активно, что повышает интерес к учебе и делает ее более эффективной.

Изучение материала быстрым темпом тесно связан с тремя предыдущими принципами. Замечено, что из-за присущего традиционной системе долгого «пережевывания» материала и «топтания на месте» многие школьники теряют интерес к учебе. По выражению самого Л.В.Занкова, это приводит к «умственной лени». Вместе с тем суть этого принципа ни в коем случае не состоит в спешке при обучении, и известная истина о том, что повторение – мать учения, не оспаривается. Дело в том, что изучаемый материал повторяется многократно, но каждый раз на качественно новом уровне, открывающем новые взаимосвязи с пройденным ранее материалом.

Принцип развития всех учеников, и сильных, и слабых, также подчеркивает отличия системы Л.В.Занкова от традиционной. В обычной школе это так называемый индивидуальной подход, который как правило сводится к выявлению и устранению (насколько возможно) пробелов в знаниях. При этом сильные ученики зачастую оказываются обделены вниманием учителя и, соответственно, их развитие не происходит теми темпами, на которые способны такие дети. Л.В.Занков расширяет цели обучения и вводит понятие «общее развитие», которое определяет как «формирование, качественные изменения таких свойств личности, которые являются основой успешного овладения учебным материалом любого предмета, а по окончании школы — основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности». Именно общее развитие школьников становится в системе Занкова приорететной задачей учителя, т.к. «когда удается достигнуть значительного прогресса наблюдательности, мышления, речи, памяти, волевых качеств, это становится неотъемлемым достоянием человека». Программа обучения «по Занкову» построена так, что ученики каждый день сталкиваются со множеством нестандартных задач, которые к тому же не всегда имеют однозначное решение. Поэтому у каждого учащегося находится возможность проявить себя.

Преподаватель может целую неделю или две рассказывать о географии, затрагивая также ботанику и зоологию, а потом только о химии, и это позволяет ученикам полнее погрузиться в изучаемую тему, «пережить» ее, и, соответственно, лучше усвоить материал. Взаимосвязь с другими предметами также способствует более глубокому пониманию и прочному запоминанию.

Л.В.Занков вместе со своими коллегами успел разработать новую систему обучения только для начальной школы. Как писал в своих трудах сам Л.В.Занков, «именно в начальных классах закладывается фундамент формирования нового человека, ... создается та основа, на которой строится все дальнейшее усвоение знаний и навыков». Сейчас, когда развивающее обучение доказало свою эффективность, последователи Леонида Владимировича Занкова создают учебные программы и для старшей школы, но пока они существуют лишь для нескольких школьных предметов.

 

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla