Уроки в занковских классах

Печать

 

Урок русского языка по системе Занкова

В обычных классах знакомство учеников с частями речи начинается во втором классе. Понятие «имя существительное» вводится примерно следующим образом.

Изображены в два ряда предметы: парта, шапка, роза; орел, мальчик, слон. Над картинками написаны вопросы: Что это? (Назовите эти предметы.) Кто это? (Назовите эти предметы.) Под картинками задание: напишите в порядке картинок ответы на вопросы. И дается образец: Что это? Это парта, ..., ... . Кто это? Это орел, ..., ... . Далее в рамочке вывод: слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопрос что? или кто? И затем упражнения: списывание слов, отвечающих на вопрос что?, на вопрос кто?

В занковских классах детей подводят к теме «Части речи» уже на первом году обучения. Например, по такой методике. На доске записываются слова:

стол красный побежал
шапка большой упал
слон круглый сломал
парта холодный нарисовал

Дети читают слова каждого столбца. Учитель предлагает задание: «Как вы думаете, дети, в какой столбик следует поместить слово «стул» - в левый, средний или правый? А слово «зеленый»? А слово «встал»?» Вопросы вызывают у детей активную работу мысли - анализ слов, входящих в каждую группу, сравнение групп, «прикидка» нового слова - поочередное сопоставление с каждой группой, установление неких общих черт с одной из групп, отнесение слова к группе. Но эта работа мысли отнюдь не недоступна первоклассникам. Кто-то из детей обязательно уже на первый вопрос дает ответ, дает обоснование своему решению, пусть самое приблизительное. У других возникает мысль по аналогии, начинается живое, подлинно активное обсуждение вопроса. Учитель подхватывает возникшую мысль, развивает ее дальше, дает обобщение: «Слова, которые мы с вами употребляем в речи - произносим, читаем, пишем, слышим, - разделяются на группы (части нашей речи). У каждой части речи есть свои отличительные признаки. Так же, как все вокруг нас имеет свое название, части речи тоже имеют название: слова, которые вошли в этот столбик, называются именами существительными, в этом столбике записаны имена прилагательные, в этом - глаголы. Есть еще и другие части речи, мы о них узнаем потом. А сейчас попробуйте сами назвать слово, которое бы относилось к первому столбику, - к именам существительным» и т.д. Дети начинают исподволь сами употреблять названные учителем термины, выявляют с помощью учителя грамматические признаки частей речи.

Урок математики по системе Занкова

Уроки Занкова. Два примыкающих друг к другу прямоугольника

Задание: выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры.

Учащиеся уже умели вычислять площадь прямоугольника S = a • b. Приведенное задание вызвало у школьников удивление. Как это? Такой фигуры еще не было. Через несколько секунд были высказаны различные предложения: разрезать фигуру на прямоугольники, достроить и т.д. Каждому ученику представилась возможность найти свой способ решения задачи. Как же интересно было наблюдать за работой детей! Не было ни одного безразличного. Все работали с большим интересом, обменивались своими догадками вслух, никто не стеснялся ошибиться, ведь можно исправить решение.
Такие задания заставляют размышлять, позволяют пробовать, ошибаться, находить рациональный способ решения, правильный ответ, делать открытия.

Эстетическое воспитание по системе Занкова

В III классе в первой учебной четверти после того, как учащиеся высказались о содержании картины В. Г. Перова «Птицелов», учительница провела беседу.

У ч и т е л ь н и ц а. А сейчас посмотрим, какими средствами пользовался художник, чтобы изобразить природу, людей. Каких красок здесь больше?
О к с а н а Д. Темных.
У ч и т е л ь н и ц а. А точнее?
И р а Р. Темно-коричневых.
У ч и т е л ь н и ц а. Вся ли картина выдержана в таких тонах?
Л е н а С. Здесь есть еще красное и белое.
У ч и т е л ь н и ц а. Есть здесь красный цвет?
В и т я М. Нет. Это — темно-коричневый.
У ч и т е л ь н и ц а. Это — приглушенные оттенки. А если бы здесь было ярко-красное пятно, оно выделялось бы слишком резко.
Т а н я С. Лена сказала: «Белый». Бросалось бы в глаза, если бы был чисто белый цвет.

Следующий пример показывает, как много можно сделать в начальных классах в указанном направлении. В конце начального обучения учащиеся рассматривали картину И. Е. Репина «Бурлаки». Поскольку к этому моменту дети достигли довольно высокой ступени общего развития и прошли значительный путь ознакомления с произведениями изобразительного искусства, они преимущественно высказывали самостоятельные суждения, при незначительной помощи и руководстве со стороны учительницы. После того как детьми было много сказано о картине (это заняло целый урок), учительница прочитала вслух статью В. В. Стасова об этой картине Репина. Учащиеся с подъемом говорили о том, как правильно судил В. В. Стасов о картине «Бурлаки», и с радостью отметили, что ряд их собственных мыслей совпадает с высказываниями Стасова.

 

 

В данной статье использованы следующие материалы:
Л.В.Занков «О начальном обучении»;
журнал «Практика образования» №3, 2005,. статья «О дидактических принципах» Зверевой М.В.;
сайт www.zankov.ru, статья «Технология совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В.Занкова» Е.М. Горенкова.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla