Вальдорфская педагогика в детском саду и школе

Печать

Вальдорфская педагогика базируется на учении австрийского мыслителя Рудольфа Штейнера антропософии – человеческой мудрости, созданного им в начале прошлого века и направленного на сохранение творческого потенциала и познание через опыт вместо традиционного насыщения знаниями и огромным количеством фактов.

Вальдорфская педагогика – это полный цикл «среднего» образования, который делится на детский сад и школу. Несмотря на кажущееся не очень серьезное отношение к школьным предметам, о чем вы прочитаете ниже, выпускники вальдорфских школ оказываются очень хорошо подготовлены: статистика показывает, что они чаще успешно поступают в престижные высшие учебные заведения по сравнению с другими абитуриентами. А в Австрии доверие к вальдорфским школам настолько высоко, что их выпускников принимают в университеты вообще без вступительных экзаменов.

Итак, что же представляет собой обучение по вальдорфской системе?

Отличительная особенность вальдорфских детских садов, которая сразу бросается в глаза неподготовленному посетителю, - это полное отсутствие современных пластиковых и, уж тем более, электронных игрушек. Вместо них – простые тряпичные, деревянные куклы. В отделке помещений и интерьере также отдается предпочтение натуральным материалам. С детьми не занимаются традиционно счетом и письмом, зато многое позволяют делать своими руками, даже готовить пищу. Детям также много читают, причем одну и ту же сказку повторяют несколько раз и только потом переходят к следующей. Таким образом, ребятишки успевают понять все нюансы сюжета и характер героев, осваивают богатство русского языка, учатся чувствовать, любить и ценить литературу и слово.

В вальдорфских школах всех учеников с первого класса учат играть на музыкальных инструментах (сначала на флейте, а позже и на других), а также преподают два иностранных языка. Метод изучения иностранных языков приближен к тому, как все дети учат родной язык, поэтому начинают не с грамматики, а учат наизусть стихи и песенки, разыгрывают сценки, и только потом на основе усвоенного лексического материала начинается более глубокая работа.

В конце каждой четверти дети с удовольствием участвуют в концертах, где показывают своим родителям, чему они научились: поют, танцуют, рассказывают стихи. Родители могут посмотреть также различные поделки, которые школьники сделали своими руками – ведь в вальдорфской школе, как и в детском саду, много внимания уделяется ручному труду.

По другим дисциплинам обучение идет тоже необычно. Впрочем, в вальдорфской школе и нет четкого разделения на дисциплины: вместо привычных для нас чтения и русского языка в вальдорфской школе есть «главный урок». И этот урок сегодня и завтра может быть посвящен математике, через неделю – физике, а через месяц – истории и литературе одновременно. Как это может быть? – удивленно спросите вы. Очень просто! А главное – интересно! Школьные предметы не существуют сами по себе, они точно также переплетаются между собой, как и в реальной жизни, а благодаря умелому преподаванию и связи с пройденным раннее материалом у учащихся формируется четкая и полная картина мира, в котором мы живем. И детям в самом деле интересно узнавать, как и почему в нем все происходит.

Преподаватель может целую неделю или две рассказывать о географии, затрагивая также ботанику и зоологию, а потом только о химии, и это позволяет ученикам полнее погрузиться в изучаемую тему, «пережить» ее, и, соответственно, лучше усвоить материал. Взаимосвязь с другими предметами также способствует более глубокому пониманию и прочному запоминанию.

В вальдорфских школах не ставят оценок, потому что главная задача вальдорфского педагога состоит не в том, чтобы просто наполнить головы учеников набором знаний, а максимально раскрыть потенциал каждого ребенка. Скажите, пожалуйста, кого-нибудь беспокоит, что, например, у всеми уважаемого ныне профессора-историка в школе была тройка по химии? А ведь как тяжело было этому совсем неглупому молодому человеку и его родителям тщетно бороться и мириться с этой единственной не очень хорошей оценкой! В вальдорфской школе таких проблем не возникает. Но отсутствие оценок не означает, что дети невнимательно относятся к учебе, потому что они учатся с интересом, а педагоги мастерски этому способствуют. И результаты говорят сами за себя: дети вырастают уверенными в своих силах и действительно готовыми вступить в самостоятельную жизнь.

Но прежде чем вы решите отдать своего ребенка в вальдорфскую школу, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что могут быть некоторые проблемы при переводе ребенка из вальдорфской школы в обычную, если вдруг возникнет такая необходимость. Оценки в соответствии с традиционной программой образования в вальдорфской школе, конечно, поставят, но из-за значительной разницы в методах преподавания, ученику будет трудно привыкнуть к традиционной форме обучения. У младших детей адаптация проходит легче, но из-за того, что в первых классах вальдорфской школы не торопятся заставить ребенка считать в пределах сотни и дальше и писать большие тексты, в результате перехода из одной школы в другую дети часто теряют год, например вместо третьего класса их берут только во второй. Поэтому советуем вам еще раз все взвесить, принять во внимание не только свои желания, но и возможности, познакомиться с преподавателями и обязательно поинтересоваться судьбами выпускников выбранной вами школы, ведь в России вальдорфские школы еще очень и очень молоды.

 

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla