Я б в гимназию пошел!

Печать

 

Возникновение гимназий

Первые гиманазии появились еще в древности в Греции и в тех странах Малой Азии, где была распространена греческая культура. Буквально слово «гимназия» означает «упражняюсь в гимнастике». Постепенно значение физических упражнений уменьшалось, и в V в. было уже большое количество гимназий, где основными преподавателями стали философы, ученые, риторы и др. Именно в таких гимназиях «работали» Платон и Аристотель.

Новая эпоха в развитии гимназий началась в средние века, когда в Европе открылись первые университеты. Тогда задачей гимназий стало не только «приучение юношеского духа к соразмерности, строгости, гармонии и логике мысли», но и подготовка к поступлению в университет.

Гимназии в царской России

В России первые гимназии были открыты в начале XVIII века, в Москве и Казани. Однако квалифицированных учителей не хватало, учебников тоже не было, так что даже допуск в гимназию детей среднего сословия и учреждение стипендии не могли привлечь достаточное количество учащихся и обе они были закрыты. Лишь в 1803 году, с утверждением Александром I “предварительных правил народного просвещения» гимназии стали открываться во всех губернских городах России и была начата целенаправленная работа по переводу и созданию учебных пособий. Были также определены основные назначения гимназий:
1) приготовить к слушанию университетских наук;
2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и
3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах.

Среди сведений, «необходимых для благовоспитанного человека», а также для обучения в университете значительное место занимали языки (включая родной язык и чистописание) – для их изучения выделялось более половины учебных часов, примерно 25% времени предназначалось для изучения наук и оставшиеся 15% - для закона Божьего и рисования. Интересно, что при изучении иностранных языков использовались оригинальные литературные произведения, в том числе большое количество стихов, и сами гимназисты также были обязаны писать стихи на изучаемых языках. Многих сейчас может удивить тот факт, что логика являлась неотъемлемой частью предмета «российская словесность», а статистика преподавалась вместе с географией.

В последствии программы обучения не раз менялись, гимназии стали различаться на классические (для поступления в университет) и реальные (для поступления в высшие специальные училища), но могли нести также и другие функции. Казанская гимназия, о которой говорилось ранее, была, например, вновь открыта с целью «образования молодых людей для воинской службы, а не для ученого состояния».

Следует отметить, что многочисленные преобразования благотворно сказались на качестве обучения в гимназиях. Об этом свидетельствует не только то, что именно гимназии открывали путь к высшему образованию, но и тот факт, что выпускники гимназий имели преимущество при поступлению на службу, а окончивших гимназию с отличием даже сразу производили в чин. Так что гимназии по праву можно было назвать престижными учебными заведениями.

Современные гимназии

Сейчас гимназии, конечно же, сильно отличаются от тех, что были 100 лет назад, но они по-прежнему претендуют на элитарность по сравнению с обычными школами. Одним из преимуществ гимназического образования является углубленное изучение ряда предметов. Как правило, это иностранные языки и еще несколько дисциплин в зависимости от профиля гимназии. Встречаются гимназии и многопрофильные – здесь учащиеся могут выбирать одну из нескольких специализаций. С этой точки зрения гимназии можно сравнить со специализированными школами с углубленным изучением того или иного предмета: в профильной дисциплине на высоте во многих случаях окажутся школы, но в гимназии таких предметов не один, а несколько. Иногда гимназистам предоставляется возможность вместе с аттестатом получить профессиональный диплом (как после окончания училища или техникума).

В гимназиях значительное внимание уделяют внеурочной деятельности. По сравнению с большинством школ это более активное участие в олимпиадах, проведение экскурсий, посещение театров. В гимназиях регулярно проводят конференции, на которых учащиеся представляют и защищают собственные исследовательские проекты, темы которых зачастую выходят далеко за рамки школьной программы.

В зависимости от профиля гимназии и фантазии учителей ребята также выполняют совсем нестандартные и очень интересные задания. Например, может потребоваться сочинить сказку да еще оформить ее в виде книжки с иллюстрациями, обыграть на сцене событие, которое «проходили» на последних уроках истории или превратиться в настоящего экскурсовода по школьному музею и многое, многое другое.

Конечно, не каждому школьнику под силу справиться с такой учебной нагрузкой, поэтому желающие учиться в гимназии обязательно сдают вступительные экзамены. Недостатка в кандидатах нет, так что гимназистами становятся действительно способные ребята.

Если вы уверены, что школа раскрывает потенциал вашего ребенка недостаточно и он способен не большее, гимназия – вполне подходящий вариант. Но сначала постарайтесь получить как можно больше информации и выбрать ту гимназию, которая подойдет именно вашему ребенку.

Следует отметить, что во многих школах сейчас создаются гимназические классы. Формируются они в основном из учеников этой же школы, но не факт, что поступить в гимназический класс легче, чем в гимназию. Обучение ведется по программе гимназии, а качество образования, как и везде, во многом зависит от профессионализма и харизмы учителей.

 

Яндекс.Метрика

© сайт "Разумейка", 2008-2015. При копировании материалов сайта активная ссылка на сайт "Разумейка" обязательна.

Joomla Business Templates by template joomla